Что такое SWOT анализ?
Один из самых простых и полезных инструментов, как для маркетолога так и для владельца малого бизнеса, это swot анализ. При кажущейся простоте этого метода, он позволяет взглянуть на бизнес со стороны и наметить план развития.
Содержание статьи
Матрица SWOT
SWOT анализ это один из популярных методов стратегического планирования, который позволяет оценить положение компании на рынке, увидеть риски и возможности для бизнеса и заранее предпринять необходимые действия для развития. Для проведения SWOT анализа используют метод четырех полей, которые еще называют матрицей SWOT. Данная система была предложена еще в 1963 году на конференции в Гарварде профессором К. Эндрюсом
Метод SWOT
Метод анализа получил свое название по начальным буквам матрицы, где
S-strength — сильные стороны
W-weaknesess— слабые стороны или недостатки
O-opportunities- возможности
T-threats- угрозы
Обычно, для проведения анализа берут лист бумаги и делят его на 4 равные части. Каждая часть заполняется отдельно, а наиболее значимые факторы можно выделить текстовыделителем.
«Сильные стороны» SWOT анализа
Удобнее начинать анализ именно с оценки сильных сторон компании. Для этого нужно непредвзято оценить ваши конкурентные преимущества по различным категориям:
- Внешний вид. Оцените эстетичность упаковки, удобство, размер упаковки, заметность. Сравните с тем, что предлагают ваши конкуренты.
- Свойства товара. Насколько он решает проблему клиента? Оцените качество и функциональные особенности.
- Технологии. Оцените технологический уровень компании, наличие сертификатов, лицензий, патентов.
- Персонал. Квалификация и количество сотрудников, мотивацию и лояльность.
Кроме этого можно поискать сильные стороны в ценообразовании, методах продвижения, себестоимости и ценовой политике компании. Важно: оценивать сильные стороны нужно в сравнении с конкурентами. Как правило, изначально составляется довольно большой список ключевых преимуществ, но после сравнения с конкурентами, в списке остаются несколько главных сильных сторон
Для сферы услуг, можно оценить, что особенно часто у вас заказывают клиенты и почему? Что лучше всего получается? Что отмечают ваши клиенты?
«Слабые стороны» SWOT анализа
Далее полезно оценить слабые стороны своего продукта и бизнеса. Опять таки, нужно делать это максимально объективно. Ответьте на вопросы: в чем сильнее конкуренты? Чем недовольны ваши клиенты? Какие бизнес процессы требуют улучшения? Из за чего компания теряет деньги и сотрудников? Где вложения больше результата?
«Угрозы» SWOT анализа
К угрозам стоит отнести любые внешние факторы, которые могут повлечь неприятные последствия и вынуть вас закрыть бизнес. Как правило, на угрозы нельзя повлиять, а можно только иметь заранее продуманный план на случай, если худшие ожидания оправдаются.
К угрозам относят появление новых крупных игроков (например, развитие маркетлейсов и крупных интернет магазинов запчастей типа Автодок привел к закрытию части мелких продавцов автозапчастей) , изменения в законодательстве, военные конфликты.
«Возможности» SWOT анализа
Оцените перспективы рынка, а так же новые возможности. К таким факторам относят новые тренды, развитие рынка в целом, уход крупных западных игроков. А так же появление новых технологий и меры государственной поддержки.
Результаты SWOT анализа
После того, как вы заполните все части матрицы, а так же вычеркните лишнее, самое время переходить к выводам.
Сильные стороны- это то, что нужно всячески усиливать и транслировать вашим потенциальным клиентам. Если все сделано верно, то собрав несколько тезисов из сильных сторон можно составить хорошее УТП. Кстати, вот вам лакмусовая бумажка: а что сейчас написано у вас в КП?
Слабые стороны- подумайте, как можно проработать существующие проблемы. Составьте план действий
Угрозы. Представьте ситуацию, то, что вы считали угрозой, все таки случилось. В какой ситуации окажутся ваши конкуренты? Можно ли как то изменить негативную ситуацию? Всегда нужно помнить об угрозах и иметь «план Б» на случай, если все таки это случится
Возможности. Это то, что нужно начинать внедрять уже сейчас. Составьте план и определите сроки внедрения.
Заключение
Хоть метод SWOT анализа и не новый, но он до сих пор не потерял свою актуальность. Хотя бы раз в полгода, потратьте 15-20 минут своего времени и составьте такую табличку и вы заметите, что планировать развитие своего бизнеса стало проще.
Понравилась статья?
Еще много полезной информации у нас в телеграм-канале.