Как избавиться от ботов?
На сегодняшний день проблема с качеством трафика в Яндексе приобретает все более массовый характер: большинство рекламодателей сталкиваются с ботами и фейковыми конверсиями, за которые списываются деньги с баланса кабинета. Рекомендуем прочитать нашу статью на тему, откуда вообще берется фрод и ботовый трафик.
Сам Яндекс рекомендует ставить капчу в качестве защиты от ботов, но увы, это только частично решает проблему, да и к тому же, если у вас стоит капча на сайте, вы все равно заплатите за клик по вашему объявлению при ручном управлении ставками или стратегии с оплатой за клики.
Поэтому мы подготовили несколько рекомендаций, как можно снизить рекламные расходы и не платить за ботов. Сразу оговорюсь, что стопроцентного способа избавиться от фрода не существует и в любом случае боты будут, но эти способы позволяют хотя бы снизить процент. Без использования защиты процент ботового трафика в некоторых нишах уже доходит до 70-80% от всего объема и это большая проблема.
Содержание статьи
1. Сервисы защиты от скликивания
На рынке есть множество готовых решений, которые позволяют снизить процент ботов. Но увы, полностью от ботов не защищает ни одно решение на рынке. Поэтому ко всем сервисам, предлагающим подобные услуги стоит относиться с некоторой долей скептицизма.
Есть более простые в настройке программы, но есть и те, которые новичку самостоятельно настроить практически невозможно. Работают они так же не одинаково: все зависит от ниши и региона, поэтому нужно тестировать и смотреть, что в вашем случае окажется более эффективным.
Самые популярные это : botfaqtor,clickfraud,killbot и другие. Обязательно ставьте какое-то решение и тестируйте. Лучше даже последовательно сравнить несколько вариантов или даже совмещать решения. Это позволит снизить число ботов на 30-40%.
2. Cloudflare
Зарубежный сервис, который помогает защитить ваш сайт от DDos атак, а с лета 2024 года бесплатно предоставляет сервис защиты от ботов, которые собирают данные для обучения ИИ. Полезный сервис, но нужно быть внимательным, чтобы случайно не отсечь поисковых ботов, что может негативно сказаться SEO продвижении вашего сайта.
Недавно РКН пытался заблокировать сервиис на территории России, поэтому перспективы его использования довольно туманны. После введенных ограничений легли многие крупные сайты, но сейчас проблему вроде как решили. Что будет дальше- не известно, но пока окончательно не перекрыли доступ, этот сервис хорошо помогает защищать сайт.
3. Капча на сайт
Есть множество решений, например, reCAPTCHA. Умная капча позволяет защитить сайт от ботов и фейковых форм. Но так как решение довольно распространенное, то и множество ботов уже адаптированы под нее. Тем более, есть множество сервисов по разгадыванию капчи, которые стоят недорого и часто используются. Но протестировать можно.
Сам Яндекс Директ так же рекомендует ставить капчу, но при всем при это со своей стороны не предпринимает никаких мер для очистки трафика.
4. Защита форм
Если стандартная капча не срабатывает, то имеет смысл доработать форму на сайте и установить нестандартное решение, которое сложнее подобрать. Например, внедрить скрипт с решением математических примеров. Подобный пример реализации можно увидеть на нашем сайте.
Так же неплохо работает способ с сокрытием поля формы: суть метода в том, что в форму добавляем обычное текстовое поле и скрываем его через css. В итоге бот, который сканирует HTML страницу видит пустое поле и заполняет его, а реальный пользователь его увидеть не может и соответственно, не может заполнить.
С помощью этого способа можно фильтровать визиты и конверсии: ботам высвечиваем простое всплывающее уведомление, а реальных посетителей уже перенаправлять на страницу благодарности и ставить в Метрике цель «Успешная форма» именно на посещение страницы благодарности.
Кстати, для фильтрации форм от ботов можно так же использовать вторую страницу благодарностей. Суть этого метода в следующем: после заполнения основной формы перебрасываем посетителя на первую страницу благодарности, где задаем простой вопрос: например, как с вами удобнее связаться. Реальный посетитель с вероятностью 90% ответит, а вот бот обычно нет. И тогда после ответа перебрасываем на отдельную страницу (вторая страница благодарности) и именно ее указываем как достижение цели.
5. Составные цели
Метод основан на том, что все конверсионные цели на сайте мы создаем как составные, где на первых шагах мы проверяем, что это реальный посетитель, а только на на последнем шаге учитываем конверсию.Составные цели в Метрике работают последовательно, то есть пользователь должен успешно пройти все шаги начиная с первого. Поэтому тут важно продумать, как именно вы планируете идентифицировать реального пользователя.
Обычно мы прописываем такие промежуточные цели с помощью скриптов, которые проверяют активность на сайте, глубину просмотра и так далее. Например, мы недавно делились способом, как можно избежать переходов с com. площадок и сделать трафик из РСЯ чище.
Заключение
На сегодняшний день не существует единственного универсального метода защиты, но эти рекомендации позволяют снизить число ботового трафика до приемлемых значений в 5-15% в зависимости от региона и ниши. Как правило, в каждом конкретном случае нужно разбираться особо и подбирать решение.