• Время на чтение:4минут
  • Прочтений:45

Что такое SWOT анализ?

Один из самых простых и полезных инструментов, как для маркетолога так и для владельца малого бизнеса, это swot анализ. При кажущейся простоте этого метода, он позволяет взглянуть на бизнес со стороны и наметить план развития.

Матрица SWOT

SWOT анализ это один из популярных методов стратегического планирования, который позволяет оценить положение компании на рынке, увидеть риски и возможности для бизнеса и заранее предпринять необходимые действия для развития. Для проведения SWOT анализа используют метод четырех полей, которые еще называют матрицей SWOT. Данная система была предложена еще в 1963 году на конференции в Гарварде профессором К. Эндрюсом 

swot анализ

Метод SWOT

Метод анализа получил свое название по начальным буквам матрицы, где 

S-strength — сильные стороны

W-weaknesess— слабые стороны или недостатки

O-opportunities- возможности

T-threats- угрозы

Обычно, для проведения анализа берут лист бумаги и делят его на 4 равные части. Каждая часть заполняется отдельно, а наиболее значимые факторы можно выделить текстовыделителем.

swot анализ

«Сильные стороны» SWOT анализа

Удобнее начинать анализ именно с оценки сильных сторон компании. Для этого нужно непредвзято оценить ваши конкурентные преимущества по различным категориям:

  1. Внешний вид. Оцените эстетичность упаковки, удобство, размер упаковки, заметность. Сравните с тем, что предлагают ваши конкуренты.
  2. Свойства товара. Насколько он решает проблему клиента? Оцените качество и функциональные особенности.
  3. Технологии. Оцените технологический уровень компании, наличие сертификатов, лицензий, патентов.
  4. Персонал. Квалификация и количество сотрудников, мотивацию и лояльность.

Кроме этого можно поискать сильные стороны в ценообразовании, методах продвижения, себестоимости и ценовой политике компании. Важно: оценивать сильные стороны нужно в сравнении с конкурентами. Как правило, изначально составляется довольно большой список ключевых преимуществ, но после сравнения с конкурентами, в списке остаются несколько главных сильных сторон

Для сферы услуг, можно оценить, что особенно часто у вас заказывают клиенты и почему? Что лучше всего получается? Что отмечают ваши клиенты?

«Слабые стороны» SWOT анализа

Далее полезно оценить слабые стороны своего продукта и бизнеса. Опять таки, нужно делать это максимально объективно. Ответьте на вопросы: в чем сильнее конкуренты? Чем недовольны ваши клиенты? Какие бизнес процессы требуют улучшения? Из за чего компания теряет деньги и сотрудников? Где вложения больше результата?

«Угрозы» SWOT анализа

К угрозам стоит отнести любые внешние факторы, которые могут повлечь неприятные последствия и вынуть вас закрыть бизнес. Как правило, на угрозы нельзя повлиять, а можно только иметь заранее продуманный план на случай, если худшие ожидания оправдаются.

К угрозам относят появление новых крупных игроков (например, развитие маркетлейсов и крупных интернет магазинов запчастей типа Автодок привел к закрытию части мелких продавцов автозапчастей) , изменения в законодательстве, военные конфликты.

«Возможности» SWOT анализа

Оцените перспективы рынка, а так же новые возможности. К таким факторам относят новые тренды, развитие рынка в целом, уход крупных западных игроков. А так же появление новых технологий и меры государственной поддержки.

Результаты SWOT анализа

После того, как вы заполните все части матрицы, а так же вычеркните лишнее, самое время переходить к выводам.

Сильные стороны- это то, что нужно всячески усиливать и транслировать вашим потенциальным клиентам. Если все сделано верно, то собрав несколько тезисов из сильных сторон можно составить хорошее УТП. Кстати, вот вам лакмусовая бумажка: а что сейчас написано у вас в КП?

Слабые стороны- подумайте, как можно проработать существующие проблемы. Составьте план действий

Угрозы. Представьте ситуацию, то, что вы считали угрозой, все таки случилось. В какой ситуации окажутся ваши конкуренты? Можно ли как то изменить негативную ситуацию? Всегда нужно помнить об угрозах и иметь «план Б» на случай, если все таки это случится

Возможности. Это то, что нужно начинать внедрять уже сейчас. Составьте план и определите сроки внедрения. 

Заключение

Хоть метод SWOT анализа и не новый, но он до сих пор не потерял свою актуальность. Хотя бы раз в полгода, потратьте 15-20 минут своего времени и составьте такую табличку и вы заметите, что планировать развитие своего бизнеса стало проще.

Понравилась статья?

Еще много полезной информации у нас в телеграмм-канале. Подпишитесь, чтобы не потерять

Подписаться на наш телеграмм-канал
Поделиться статьей: