• Время на чтение:6минут
  • Прочтений:77

Обязанности маркетолога

На написание этого поста меня натолкнуло описание вакансии на всем известном сайте по подбору персонала. И действительно,  сегодня обязанности маркетолога никак четко не обозначены: где-то от него требуют и знаний HTML/CSS на хорошем уровне, а где-то маркетолог выступает в качестве чуть ли не секретаря и его задачей является заказ сувениров для партнеров и организация корпоративов. Так чем же должен заниматься маркетолог в компании?

Для начала, нужно понимать, что в маркетинге, как и в медицине, существуют свои специализации. Нет универсального врача, хотя все студенты медики проходят общие курсы по различным предметам, но в дальнейшем каждый выбирает отрасль, на которой он будет специализироваться. Кто станет хирургом, кто то терапевтом, кто невропатологом и так далее. Каждая сфера деятельности требует узкоспециализированных знаний и умений.

Точно также и работу маркетолога можно разделить на несколько групп.

Обязанности интернет маркетолога

Интернет маркетолог специализируется на продвижении компании в сети интернет, его основная задача увеличение продаж с помощью инструментов digital маркетинга (сайт, социальные сети, мессенджеры, рассылки). Это достаточно обширная область, в которой существует свои более узконаправленные специализации. Поэтому не стоит рассчитывать, что диджитал-маркетолог будет эффективней, чем узкопрофильный специалист, например, тот же директолог. И уж точно не стоит включать в обязанности маркетолога задачи, не связанные напрямую с маркетингом: разработка сайтов, написание текстов или подготовка макетов для типографии. Даже если интернет-маркетолог и сможет сделать макет визитки или флаера, то он потратит на эту работу намного больше времени, чем профессиональный дизайнер. Намного выгоднее заказать разработку дизайна буклета или создание сайта у профильных специалистов, получиться дешевле, чем платить оклад маркетологу, который будет неделю рисовать макет.

Контент маркетолог

В отличии от копирайтера, контент маркетолог работает не только с текстами, а со всеми видами контента: иллюстрации, видеоролики и аудиподкасты. 

обязанности маркетолога

Конечно, для создания качественного контента требуется привлечение сторонних специалистов: фотографов, видеооператоров, графических художников, копирайтеров.

Контент -маркетолог часто имеет неплохой слог, умеет пользоваться основными графическими редакторами, понимает требования различных площадок, а так же способен составить контент-план с учетом особенностей целевой аудитории для вашего бизнеса.

Сейчас нужно учитывать, что качественный и ненавязчивый контент это основа продвижения. Потребитель уже привык к хорошей картинки FullHD, качественному звуку. Поэтому крайне важно уметь создавать интересный и уникальный контент для вашей целевой аудитории.

SMM маркетолог

Сммщик, как часто его называют по-русски, занимается тем, что выстраивает взаимодействие с вашими потребителями через социальные сети. Обязанности менеджера по smm это отбор оптимальных площадок для размещения контента а так же заказ или подготовка контента в соответствии с требованиями соцсетей. 

SMM это обширное поле для маркетинговой активности, ведь различных соцсетей существует более 300 и каждый день появляются новые. Трендом последних лет стал Tik-Tok, который предложил новый формат вертикальных коротких видео. В 2022 году активный рост показал мессенджер Telegramm, где свой формат подачи информации.

Email маркетолог

Сбор, систематизация, сегментация базы email адресов — все это задачи для email маркетолога. Умение организовать цепочку рассылок, прогревать аудиторию, формировать узнаваемость бренда — необходимые навыки. 

Так же будут полезны начальные знания HTML, принцип работы почтовых серверов, а так же умение собирать и анализировать данные.

Директолог

Данного специалиста тоже можно отнести к маркетологам, хоть и в меньшей степени. Его задача это сбор и кластеризация ключевых запросов для запуска рекламной кампании, а так же расширение семантического ядра, минусация неэффективных запросов.

Хотя последние годы сервисы контекстной рекламы все больше используют автоматические стратегии и запустить рекламу можно без знаний и понимания принципов работы рекламных площадок, но без опытного директолога добиться приемлемой цены заявки крайне сложно.

Работа с массивами данных, отличное владение Экселем и специализированным софтом, вроде Key Collector, а так же умение использовать различные базы ( Moab, База Пастухова и пр), а так же наличии подписок на различные сервисы анализа рекламных компаний конкурентов позволяет получать заявки существенно дешевле, чем при автоматической стратегии.

Таргетолог

Еще один специалист, который так же работает с рекламой. В отличии от директолога, который работает с конкретными ключевыми запросами и контекстной рекламой, таргетолог настраивает рекламу на основании демографических данных и интересов аудитории.

Чем лучше проведена сегментация трафика, тем выше конверсия и отдача от таргетированной рекламы. Кстати, запускать таргетированную рекламу можно не только в социальных сетях, но в сервисе Яндекс Директ.

SEO специалист

Задача специалиста по seo это продвижение вашего сайта в органической выдаче. Для этого используется как внутренняя оптимизация, так и закупка ссылок, размещение статей на сторонних сайтах, оптимизация статей на вашем сайте под поисковые алгоритмы.

Для успешного выполнения работы нужно не только иметь глубокое понимание того, как устроен сайт, уметь анализировать код и вносить правки, но понимание работы сетей и поисковых алгоритмов.

Обязанности трейд маркетолога

Торговый маркетинг или трейд маркетинг это отдельная отрасль маркетинга, которая работает со всей цепочкой дистрибьюции. Это и анализ товарной матрицы, и работа с формированием образа бренда, повышение продаж в торговых точках с помощью BTL рекламы, работа с дилерами и дистрибьюторами для повышения объемов закупок.

Обязанности маркетолога аналитика

Любой маркетинг всегда базируется на статистике, сборе и анализе данных. Задача аналитика собрать данные о целевой аудитории, проанализировать ее предпочтения и стратегии конкурентов, а так же разработать собственную стратегию продвижения с учетом всех особенностей рынка и вашего бизнеса.

Маркетолог аналитик должен уметь работать с воронками продаж, анализировать деятельность конкурентов и оценивать риски. Для успешной работы обязательно нужны знания статистики и математического анализа, умении работать с большим массивом данных, уметь систематизировать и интерпретировать полученную информацию. Из прикладных инструментов обязательно нужно экспертное знание Экселя, а так же SQL или Python. Многие руководители требует от маркетолога аналитика умения предоставлять отчеты в дашбордах, например, Power BI или Google Tabs

Обязанности маркетолога в малом бизнесе

Для малого бизнеса, если нет возможность нанять и содержать полноценный отдел маркетинга, самым ценным специалистом является именно аналитик. Но многие руководители совершают распространенную ошибку и пытаются либо найти мастера на все руки, либо берут только одного узкопрофильного специалиста, например, менеджера по smm. Такая стратегия обычно приводит к стандартному итогу: затраты на маркетинг есть, а результатов нет. 

Поэтому универсальный совет можно дать такой: определитесь, что именно нужно в данный момент вашей компании и четко пропишите обязанности маркетолога. Не нужно требовать экспертных знаний по всем отраслям, такие специалисты крайне редко встречаются на рынке труда, а если и встречаются то и зарплатные ожидания у них соответствующие. Если приоритет для вашего бизнеса это контекстная реклама, то имеет смысл взять на работу директолога, а ведение сайта и настройку таргетированной рекламы отдать удаленным специалистам.

Заключение

Маркетолог это достаточно объемная профессия, с множеством специализаций. Полноценно маркетинг работает тогда, когда вы создаете отдел маркетинга, состоящий как минимум из трех специалистов, но даже в этом случае часть работы все равно приходится отдавать на удаленку. Например, закупать тексты можно на бирже копирайтеров Адвего.

Не нужно перегружать маркетолога выполнением функций секретаря или эвент-менеджера. Намного эффективнее если обязанности маркетолога четко прописаны, а так же ваш сотрудник получает функции менеджера проекта и может написать внятное ТЗ и найти на биржах толковых исполнителей для решения остальных задач.

Понравилась статья?

Еще много полезной информации у нас в телеграмм-канале. Подпишитесь, чтобы не потерять

Подписаться на наш телеграмм-канал
Поделиться статьей: